"Я хотела, чтобы любовь казалась подлинной" Мира Наир – ГАЗЕТЕ Она входит в число самых успешных режиссеров современного кино: снимает в Америке, любима в родной Индии, получает премии (включая венецианского «Золотого льва» за «Свадьбу в сезон дождей») на фестивалях. Мира Наир не испугалась и столь рискованного проекта, как экранизация «Ярмарки тщеславия» Теккерея. О работе над фильмом она побеседовала с Антоном Долиным. - Почему вы решили сделать фильм по «Ярмарке тщеславия»? - Я влюблена в эту книгу с тех пор, как прочитала ее впервые: мне было шестнадцать лет. Я тогда в Индии жила, училась в католической монастырской школе, и все мы воспитывались на английской литературе. Я обожала Шекспира, Блейка, Китса, Шелли. Ну и Теккерея. Я никогда не забывала о Бекки Шарп, хотя не предполагала, что сделаю о ней фильм. Но «Ярмарку тщеславия» я, верите или нет, перечитываю постоянно. И каждый раз нахожу в ней что-то новое. - И что же нашли, когда перечитывали в последний раз, приступая к фильму? - Я нашла историю самостоятельной молодой женщины, которая борется за собственную независимость в обществе. Историю современной женщины. Сегодня общество терпит таких женщин - не то что в начале XIX века… Для любой современной женщины эта история всегда будет актуальной. - Так вы, наверное, увидели в Бекки Шарп своего рода «блондинку в законе» - хотя ваша героиня и рыжая… - Я понятия не имела о «блондинке в законе» Элль Вудс, когда отбирала актрису на главную роль, поверьте! Месяцев за восемь до старта проекта я еще не знала, что буду ставить «Ярмарку». Мне позвонила Риз Уизерспун, представилась и сказала, что хотела бы со мной поработать. Мы обе тогда находились в Нью-Йорке и решили встретиться: я знала ее по нескольким ролям в независимых фильмах, но не видела «Блондинку в законе». Знаете, когда мы наконец увиделись, я была восхищена ее любопытством, интересом ко всему неизвестному и необычному. Это редко встречается у актеров, особенно американских. Она сама предложила мне пару проектов, но они мне показались неподходящими. Зато мы подружились. Когда я взялась за «Ярмарку», то первым делом позвонила ей и предложила стать моей Бекки Шарп. Естественно, студия была в восторге: настоящая голливудская звезда в главной роли! Но для меня этот факт не имеет значения. Куда важнее, что Теккерей описывал Бекки именно в таких словах: она была невысокой, худенькой и рыжеволосой. В точности как Риз. Есть в ней еще что-то такое… Она завораживает, от нее глаз не оторвать. Она излучает такую особенную энергетику, которая не свойственна английским актрисам - ее только в США встретишь. Наша встреча была знаком свыше. И я сделала все от меня зависящее, чтобы открыть ее как актрису с необычной стороны. Надеюсь, у меня получилось. - Вы для этого решили переписать характер Бекки Шарп? Она у Теккерея - куда менее симпатичной: обманывала мужа, была безразлична к сыну… - Нет! В книге Теккерей всячески пытался, но так и не смог скрыть свою привязанность и даже любовь к Бекки Шарп. Она ему очень нравится, куда больше, чем другие персонажи - и это из их уст, а не из уст автора звучит критика в ее адрес. Я подошла к делу серьезно и изучила рукописи, которые Теккерей посылал главному редактору журнала, где глава за главой публиковалась «Ярмарка тщеславия». Этот редактор вел себя примерно как голливудский продюсер и писал Теккерею в ответ письма следующего содержания: «Сделай Бекки злее и бессердечнее! Она слишком тебе нравится». И так далее. Теккерей все время пытался смягчить удар, но законы того времени не позволяли ему это сделать. Сегодня на дворе XXI век, и многое изменилось. Да и не хочу я сидеть два с половиной часа у экрана и пялиться на героиню, которая мне несимпатична! Я как Теккерей, мне Бекки по душе, я солидарна с ее моральными принципами. Мне нравится, что она демократична, проницательна, умна, хотя и пренебрегает ребенком. А вместо того чтобы акцентировать ее безразличие к мужу, я предпочла сделать Бекки и Родона эдакими Бонни и Клайдом. Оба они игроки и пройдохи, и потому находят общий язык. Я хотела, чтобы любовь казалась подлинной! Только тогда ее потеря предстанет трагедией. - Если вы так внимательно читали рукописи, пользовались ли вы собственными иллюстрациями Теккерея к роману? - Да, конечно! Без картинок это была бы другая книга. Иллюстрации Теккерея постоянно вдохновляли меня. Некоторые сцены, которых не было в книге, мы вставили в фильм именно потому, что нашли их на этих рисунках, например эпизод, в котором Бекки, еще ребенком, играет с марионетками. Ведь точно так же она манипулирует людьми, когда становится взрослой. - И актеров отбирали в соответствии с этими картинками? - Нет, пожалуй, но на грим они точно повлияли. - А как вообще происходил отбор актеров? - Кастинг - самая важная часть работы над фильмом, после написания сценария. Кастинг может спасти фильм, а может убить. Для меня ключом к правильному выбору становится интуиция, - и любовь. Я должна влюбиться в актера - профессионал он или нет. А в случае с этим фильмом огромным подспорьем стала моя «Свадьба в сезон дождей»: ни один актер не сказал мне «нет». Джим Броадбент, заполучить которого я хотела любой ценой, сказал, что стал моим поклонником после этого фильма. Кстати, в «Свадьбе» было задействовано 68 актеров, и в «Ярмарке» - ровно столько же. Такое вот совпадение. И вот что я еще хочу сказать: основной кайф работы в Англии заключается в том, что там полным-полно не просто хороших, а великих актеров. За любую роль они готовы взяться и исполнят ее с неправдоподобным блеском. Даже если роль крошечная. В конце съемок я наслаждалась просто каждым кадром. Это так приятно, когда ты можешь подойти к актеру - к Гэбриелу Бирну, например, - и сказать: «Этот эпизод будет стилизован под Делакруа». Он поймет, что ты имеешь в виду, и сразу включится в процесс! Это вам не Голливуд, где принято общаться только с исполнителями главных ролей, которые сидят в своих креслах и капризничают в ожидании того, что ассистент поднесет им кока-колу. - Риз Уизерспун снималась беременной… Это усложнило процесс? - Наоборот. Это сделало материал более правдоподобным. Когда мы договаривались о работе, я ей прямо сказала: «Не люблю я этих голливудских худосочных девиц, помешанных на фитнесе. Сделай с собой что-нибудь, нарасти плоть!» Представьте, в следующий раз, когда мы встретились, Риз была уже в положении. (Смеется.) И сказала: «Мы можем начать съемки завтра?» Я-то думала, что она шутит! Оказалось, что нет, - надо было торопиться. Поэтому подготовительные работы заняли два месяца вместо предполагавшихся четырех. Правда, дело упрощали те шестнадцать сцен, в которых Бекки по сценарию была беременна. Риз ходила с настоящим животом - никакой бутафории. - Ваше индийское одеяние тоже, кажется, вполне подлинное… Даже жизнь в Штатах не отучила вас от национальных традиций? - Как минимум в том, что касается одежды. Мне так удобнее всего. В такой одежде я всегда и везде чувствую себя как дома! У меня тут спросили недавно: «Что это за костюм ты нацепила?» Но это не костюм: это мое естественное состояние. - Так и в «Ярмарке тщеславия» ощущается влияние «большого стиля» Болливуда. - Разве? Мне так не кажется. Величие книги Теккерея как раз в том, что он потрясающе уловил своеобразие Англии начала позапрошлого века: причудливое смешение империи и ее колоний. Три главных героя книги проводят немало времени в Индии, они зарабатывают там целые состояния; когда Джоз Седли пытается соблазнить Бекки, он устраивает пикник в индийском стиле - «вот что ты могла бы иметь, моя милая, если бы пошла за меня». Все индийские сцены - из книги, я их не выдумывала! Единственное, что я себе позволила, - это последняя минута фильма. В книге, как и в фильме, Бекки Шарп грезит об Индии. В финале картины я хотела сделать героине маленький подарок, и, кроме того, я просто не могла заставить себя закончить мой прекрасный фильм на скучной английской деревенской дороге. Тогда мне пришла в голову идея: отвезем Бекки в Индию и посадим верхом на слона. Этой сценой я хотела сказать, что Бекки готова к новым приключениям. - А «Барри Линдон» - самая, наверное, знаменитая экранизация Теккерея в истории кинематографа - вас вдохновлял? - Конечно, как без этого! Смотрела много раз, пыталась чему-то научиться… Не знаю, получилось ли. - Последний вопрос: это правда, что вы будете снимать пятый фильм о Гарри Поттере? - (Долгая пауза.) Вообще-то я не имею права говорить об этом. Уж простите... Мир тебе, Мира Мира Наир родилась в Индии в 1957-м, училась в университете в Дели, а затем - в Гарварде. Пробовала себя как актриса, затем начала снимать документальное кино. Мировое признание пришло к ней после фильма 'Салам, Бомбей' (1988), который был удостоен 'Золотой камеры' в Каннах как лучший дебют. Получала массу международных призов, участвовала в фестивалях, снимала как малоизвестных артистов, так и голливудских звезд, участвовала в скандальном киноальманахе '11 сентября' (2003), пропагандируя мир во всем мире и призывая к терпимости. В 2001-м удостоилась 'Золотого льва' на фестивале в Венеции за зрелищную комедию 'Свадьба в сезон дождей'.